Секреты старого сундука.

И в старом красоту находим,

хоть новому принадлежим.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

(Вадим Шефнер)

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей. На Руси самый древний предок сундука – колода. Это большой кусок выдолбленного ствола дерева.

Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!

Кочевые племена, заменив при изготовлении сундука (сандыка) дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней.

За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. Первый шкаф появился предположительно в Голландии. Жители этой европейской страны догадались поставить сундук набок, водрузить на подставку с четырьмя ножками и снабдить полками. Первые шкафы напоминали домики. Сверху у них была двускатная крыша, а переднюю сторону украшала резьба, росписи, инкрустация. Дверцы снабжали красивыми и сложными замками.

Пусть сундук и родился где-то за далекими морями, у нас он считается исконно русской утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту делали из дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее.

Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто: бабушкин сундук – копилка каких-то старинных вещей или даже идей, сундук истории – давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке.

У девушек был отдельный сундук для приданного. А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: шинель, пальто, плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.

Настоящий праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых кольями, такое разноцветье по селу полыхало! Сундук всегда содержал какую-то тайну. Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы.

МБУК «Большемуртинский краеведческий музей» приглашает на выставку «От сундука, до чемодана…», где вы можете увидеть не только старинные сундуки, чемоданы, но и то что хранилось в них. Выставка открыта ежедневно (кроме воскресенья, понедельника) с 9.00 до 16.00. пер. Центральный, 8 (второй этаж).

Отмахова С.Г.,

хранитель фондов музея

 

 

Советские новогодние открытки

Сейчас сложно себе представить, но было в нашем советском прошлом время, когда Новый год и все связанные с ним атрибуты — ёлка, открытки, гулянья — были запрещены. Осенью 1929 года Новый год и Рождество были объявлены обычными рабочими днями, а любые празднования «поповских обычаев» запрещались. Зимние праздники обозвали «буржуазной затеей». В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа. Новогодняя ёлка перешла на нелегальное положение. Те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно. Ситуация изменилась в 1935 году. Сталина удалось убедить, что красавица-елка из «поповского дерева» вполне может превратиться в символ счастливого детства в СССР. Новый 1936 год уже встречала вся страна, нарядив елки и подписав самодельные открытки. Празднование Нового года стало неотъемлемой частью советской жизни. А печатная открытка возродилась только во время Великой Отечественной войны в декабре 1941 г. в издательстве «Искусство» специальным тиражом для отправки на фронт. Для быстроты художники использовали только два классических цвета красный и черный, взамен пожеланий надписи гласили: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!», «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!».

  • В 1945 год когда фашизму приходил конец, а свободная Европа уже дышала полной грудью, бойцы присылали на родину импортные, красочные поздравительные открытки, партийное руководство решило, что нужно наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции… Именно так, потихоньк открытка приобрела свою новую жизнь до наших дней. Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х. На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля, позднее к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток. И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников. Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. Увеличилось количество сюжетов: появляются такие мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. Зимние пейзажи венчали пожелания: "Пусть Новый год успехи в спорте принесет!". В создании открыток царило пестрое многообразие стилей и методов. Хотя, конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц. На открытках «советский Дед Мороз» активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почт и пр. Старые советские новогодние открытки 60-х и 70-х годов, отличаются от новогодних открыток 40-х – 50-х годов не только большей яркостью и красочностью, но и разнообразием сюжетов, в которых отразились и сказочные сюжеты любимых мультфильмов, и фольклорные мотивы традиционных народных ремёсел, и новые достижения Советского Союза в освоении космоса. В 60-х – 70-х годах обязательным новогодним подарком были сладости, конфеты от Деда Мороза, ждущие детей под ёлкой. Традиция дарить сладости на Новый год очень древняя – сладости дарили детям в дореволюционной Россией, с пожеланиями того, что новый год будет сладким и счастливым. Успехи спортсменов Советского Союза в спорте отразились и на новогодних открытках. Олимпийские игры, которые прошли в 1981 году в столице СССР Москве, принесли советским спортсменам много побед и в фигурном катании, и в хоккее, и на новогодних открытках появились и Снегурочки на коньках, и зверюшки, играющие в хоккей, и знакомый всем олимпийский Мишка. Новогодние открытки дарили ощущение приближающегося волшебного праздника Нового года. Их покупали заранее штук по 30 и отправляли почтой по разным городам России. Как все-таки раньше было здорово получить по обычной почте открытку с поздравлениями нового года. Их перерисовывали для новогодних стенгазет и годами хранили в коробках из-под обуви. Сегодня старые открытки — это праздничные образцы советского дизайна и просто приятные воспоминания из детства.
    Да, прошли те времена и их уже не вернуть. Большемуртинский краеведческий музей приглашает жителей и гостей поселка посетить выставку «Советские новогодние открытки». Кто-то поностальгирует, а кто-то впервые соприкоснется с историей безвозвратно ушедшей эпохи, изложенной в миниатюрном жанре.

Директор Большемуртинского краеведческого

музея Маматова С. А.

Открытие выставки «Немцы в Российской истории»

19 августа в Большемуртинском краеведческом музее состоялось открытие передвижной выставки «Немцы в Российской истории». Выставка, посвященная 255-летию провозглашения манифеста Екатерины II о приглашении иностранцев в Россию, была представлена Международным союзом немецкой культуры в сотрудничестве с Красноярской региональной национально-культурной автономии немцев.

Выставка охватывает более чем 300-летнюю историю немецкого этноса на территории России и отражает вклад российских немцев в развитие культуры, науки, политики и общественной жизни страны. Выставка включает копии документов, карт, гравюр, фотографий и других редких экспонатов, хранящихся в музеях и архивах в России и ФРГ.

Дополнили мобильную выставку экспонаты из архива Большемуртинского краеведческого музея; немецкие денежные знаки ХХ века - клуб «Нумизмат»; документы, медали, предметы обмундирования полицейских ГДР и ФРГ из частной коллекции Кушнирова В.В.; коллекция марок Кудерко К.И.; книги из личной библиотеки Карпова Сергея Владимировича, учителя МКОУ «Бартатская СОШ».

В открытии выставки 19 августа приняли участие заместитель главы администрации Большемуртинского района Светлана Викторовна Гриц, начальник отдела культуры и кино Ирина Сергеевна Косматова, председатель Красноярской региональной национально-культурной автономии немцев Ольга Васильевна Кульшманова, Гасникова Ирина Анатольевна- представитель Центра встреч российских немцев г.Енисейска.

На открытии проникновенно прочитали стихи на немецком языке - ученица 8 класса МКОУ «Бартатская СОШ» Назарова Дарья и студентка 2 курса СФУ Сташкив Влада.

Ольга Васильевна Кульшманова и Гасникова Ирина Анатольевна - доступно рассказали об этапах истории немцев в России.

Посетители выставки отведали вкуснейшую выпечку Кухни поволжских немцев: Креппель (Kräppel) или как мы их называем по-русски Креббли, которую испекла жительница с.Бартат Лемке Мина Густовна.

Все присутствовавшие на открытии, считают, что это значимое мероприятие в жизни нашего поселка.

МБУК «Большемуртинский краеведческий музей» выражает благодарность всем, кто помог в организации открытия выставки, всем кто не пожалел своего личного времени и пришел в этот субботний день. Приглашаем большемуртинцев и гостей нашего поселка на выставку, которая будет открыта до 30 августа по адресу: пер. Центральный. 8, 2 этаж.

Хранитель МБУК «Большемуртинский краеведческий музей»С.Г.Отмахова       

Большемуртинский краеведческий музей приглашает 19 августа в 12.00 жителей и гостей района на открытие передвижной выставки «Немцы в российской истории», предоставленной Ассоциацией общественных объединений «Международный союз немецкой культуры». Выставка приурочена ко Дню памяти немцев России и охватывает более трех столетий истории народа, внесшего значительный вклад в становление российского общества, его развитие и европейскую интеграцию. На выставке можно познакомиться с редкими экспонатами – копиями документов, карт, гравюр и фотографий, хранящихся в музеях и архивах России и Германии, которые представлены как музейный памятник, сохранив точный размер подлинника.

Выставка будет проходить с 19 по 30 августа

           Большемуртинский краеведческий музей приглашает жителей и гостей поселка 5 марта в 13.00 на открытие выставки картин Сергея Лошакова, доцента кафедры «Рисунок, живопись, скульптура» Сибирского Федерального Университета, члена городских, краевых, зональных, зарубежных выставок. Работы С. Лошакова находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, США, Канады, Японии, а тематика выставки – космос, зарождение Вселенной и человечества, размышления о человеческой судьбе.

 

Итоговая выставка работ членов клуба

    

 

Совместная выставка клубов: "Птица счастья" и "Волшебный лоскуток" к Пасхе.

 

 

 

«Волшебный мир дерева»

   В МБУК «Большемуртинский краеведческий музей» открылась выставка работ Праскова Андрея Викторовича в технике «резьба по дереву», которая будет работать в течении месяца. Ждем вас по адресу: пер. Центральный, 8 ( 2 этаж)  вторник – пятница с 9.00 до 16.00.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Администрация музея

    

Андрей Викторович как участник клуба "Птица счастья" принял участие в заочном туре международного фестиваля "Мир Сибири" п.Шушенское и в 5-м зональном фестивале "Творческие россыпи" в г. Сосновоборск.

Приглашаем на  выставку "Рождественский ангел" (по итогам районного конкурса, организованного и проведенного Большемуртинским домом детского творчества). Выставка работает с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме воскресенья и понедельника. Добро пожаловать!  

Приглашаем на выставку «Лоскутная радуга» работы участниц музейной образовательной программы «Волшебный лоскуток» (техника «Лоскутная мозаика»).  Выставка работает с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме воскресенья и понедельника. Добро пожаловать!

«Лёд и камень»

С 20 января по 17 февраля 2015 года  в Большемуртинском краеведческом музее  представлен выставочный проект Музея геологии Центральной Сибири «Лёд и камень», в рамках которого представлена коллекция природных минералов, по внешнему сходству перекликающихся со льдом и снегом -  горный хрусталь, кальцит, арагонит. Также на выставке работы юных художников, победивших в конкурсе рисунков на тему зимних сказок. Все желающие могут принять участие в оригинальных мастер-классах: «Магнитная рыбалка», «Секрет кристалла».

Добро пожаловать в музей!