Главная » Статьи » Мои статьи |
Весь мир – театр…
Году театра посвящается
Как же точно сказал Шекспир. Действительно, каждый человек немного артист! Это проявляется еще в детстве, ведь каждый из нас в детстве играл: девочки в куклы, перевоплощаясь в маму, учителя, врача, продавца; мальчишки в индейцев, пиратов, рыцарей. Театр — явление особое: возвышенное и праздничное. Артисты театра кажутся людьми из иного мира — какого-то таинственного и волшебного. И кто бы мог подумать, что современный красивый театр начинался со скоморошества... Скоморохи были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяние, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол, маски, раёк; первые музыкальные инструменты — гусли, дудки. Эти шутейные представления скоморохов на ярмарках, городских и рыночных площадях получили название балаганов. Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси невозможно. По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный театр. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем». Бояре тоже захотели иметь свой театр, так появились крепостные театры. В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую, оперную и балетную труппы. XIX век стал для России открытием своих талантов. Русский театр, оказавшийся прекрасным учеником и принявший в себя основы западноевропейской культуры, стал искать собственные пути развития. После революции все театры — императорские и частные — были объявлены государственной собственностью. Разруха социальная и экономическая приводила к тому, что людям было просто не до театров. Многие деятели культуры, среди которых композиторы, писатели, артисты, вокалисты, — уехали из страны Тем не менее театр искал пути выживания в новых условиях. В Большом театре появились оперы и балеты на исключительно советские сюжеты; была создана высококлассная школа классического балета; шли интересные пьесы талантливых советских авторов на драматических сценах; новые имена актёров, режиссёров, танцоров, балетмейстеров, певцов, эстрадных исполнителей заняли высокое место в истории русского театра; появилась советская театральная аналитика, театроведение, стал выходить журнал «Театр». Главным положительным героем советских пьес на несколько десятилетий стал пролетарий — собирательный образ «простого советского человека». На эстраде сатирически обрисовывать можно было лишь образы пьяниц, тунеядцев, прогульщиков и подобных недобросовестных трудящихся. Осмеянию подвергалось всё западное. Пародии на высоких должностных лиц и партработников не допускались категорически.
Как же пришла культура, и театр в том числе, в наш район, кто стоял у истоков? Дата образования такого отдела исполкома райсовета не установлена. Да и документов, проливающих свет на историю развития культурно-просветительной работы в Большемуртинском районе до 50-х годов XX века, к сожалению, не сохранилось. Народный Дом, так называли в то время Дом культуры, находился как раз в том месте, где сейчас размещается редакция районной газеты. Создателем и первым руководителем драматического коллектива был Владимир Августович Степун – актер МХАТа, который в середине 40-х гг. Постановлением ОСО при МГБ СССР был приговорён к бессрочной ссылке в Сибирь как «социально-опасный элемент», т.к. его старший брат Фёдор проживал за границей. Так Степун оказался в Большой Мурте, где уже в это время отбывал ссылку бывший актёр из Казани Акчурин Михаил. «Культпросветотдел» Большемуртинского района возглавляла в то время Ефремова Вера Максимовна – дочь председателя райисполкома. Устроился Владимир Августович на работу в регистратуру райбольницы и одновременно руководил драмкружком в Народном доме. Первые спектакли, поставленные им на сцене дома культуры по пьесам А.Н.Островского: «Бесприданница» и «Без вины виноватые». В этих спектаклях для зрителей Большой Мурты случилось два удивительных открытия: Евгений Строганов, сыгравший роль Григория Незнамова и Георгий Яковлевич Лобанов в роли Шмаги. В драмкружок потянулась молодежь села, и в конце 1947-го года был поставлен спектакль по пьесе А.М.Горького «На дне», имевший оглушительный успех с далеко идущими последствиями. По решению отдела культуры Красноярского крайисполкома и, видимо, при содействии В.М.Ефремовой, спектакль «На дне» представили делегатам краевой партийной конференции в драмтеатре им. Пушкина. Спектакль получил самую высокую оценку зрителей, краевых властей и артистов театра. Именно с постановки самодеятельного спектакля «На дне» начинается эпоха небывалого расцвета культурной жизни Большой Мурты. По решению крайисполкома Большемуртинский дом культуры получает полный комплект инструментов (это более тридцати) для духового оркестра, мужские костюмы для оркестрантов, комплект платьев для женского хора и баян кустарной работы. Коллектив театра им. Пушкина передал самодеятельному драмколлективу набор актёрского реквизита: грим, бороды, парики и т.п.. Владимир Августович в постановках спектаклей проявил себя не только как талантливый режиссёр, но и как опытный педагог. Он умел заставить самодеятельного артиста полностью раскрыть свои актёрские возможности. При распределении ролей всегда учитывал не только внешние данные актёра, но и особенности его характера, добивался передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актёрского переживания. В последующие годы были поставлены спектакли по пьесам А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Бедность не порок». На высоком профессиональном уровне исполнили свои роли в спектакле по пьесе А.П.Чехова «Медведь» Нина Фёдоровна Руфимская, учитель немецкого языка (роль вдовы Поповой), Пётр Яковлевич Лобанов, инструктор райкома партии (роль Смирнова) и Юрий Николаевич Абраменко, учитель физвоспитания (роль слуги Луки). А в спектакле «Юбилей» (А.П.Чехова) покорили зрителя своим мастерством Екатерина Яковлевна Фадеева (в девичестве Лобанова), библиотекарь парткабинета (роль гражданки Мерчуткиной) и Шмерлинг - ссыльный учёный, кассир парикмахерской (роль служащего банка). Это были воистину шедевры самодеятельного искусства! Декорации ко всем спектаклям выполнял руководитель духового оркестра Андрей Васильевич Максюк. Один из последних спектаклей Владимира Августовича – «Свадьба с приданым», в котором главные роли исполнили Людмила Рыжкова – талантливая самодеятельная актриса, обладающая хорошей дикцией, служащая одного из учреждений Мурты, и Анатолий Тюрьморезов – нормировщик управления геологоразведочной экспедиции. И вот итог деятельности В.А.Степуна как режиссёра и педагога: Людмила Рыжкова была зачислена по конкурсу в труппу Минусинского театра, стала профессиональной актрисой, а Георгию Яковлевичу Лобанову, нормировщику автоколонны 1340 в 60-х годах Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено почётное звание «Народный артист народного театра».В 1954-ом году всем ссыльным был разрешен выезд в отпуск на родину, уехал и Владимир Августович в Москву, где добился полной реабилитации. Написал и опубликовал три книги своих воспоминаний. Ну а драмкружок продолжал жить, появились новые актеры, такие как Попков Виктор Васильевич. В этот период культурно-просветительская работа в районе велась с размахом. И были люди, знающие толк в этом деле, способные научить, повести за собой. И эти же люди, художественный актив, устраивали субботники: заготавливали дрова для Народного Дома, пилили, кололи, складировали. У людей в то время был огромный энтузиазм. Все делали от души, с любовью, теплом. Когда мы говорим о любительском театре, мы вспоминаем и другие имена наших земляков. Геннадий Николаевич Завадский родился 19 апреля 1950г в поселке Большая Мурта. В 1973 году окончил Красноярское училище искусств по специальности «Актер драматического театра». Отслужил в Армии, после демобилизации работал артистом в Канске и Абакане. Некоторое время с авторскими концертами трудился в Красноярской государственной филармонии. С 1976 по 1979 годы жил в Большой Мурте, работал в районной газете корреспондентом, а в свободное от работы время и играл на сцене РДК, ставил спектакли, может кто-то из жителей и помнит «Женитьбу» Н.В.Гоголя в постановке Завадского. Геннадий Николаевич был еще и замечательным поэтом. По приглашению заведующего Отделом культуры Сухобузимского района уехал в 1979 году в с. Сухобузимское и приступил к работе в должности режиссёра народного театра "ПОИСК". Геннадий Николаевич оставался режиссёром до начала 1990-х годов. Режиссера Михаила Иосифовича Люто в Большой Мурте знают многие, вспоминают те спектакли, которые он поставил на сцене РДК: «Барабанщица», «На улице Счастливой», «Иван-да-Марья, «Не все коту масленица», «Два мастера» и другие. Михаил Иосифович с детства мечтал о сцене. Играл в школьном драмкружке. Но жизнь распорядилась по-своему, это были годы войны – чтобы стать полезным стране, поступил в Красноярский механический техникум. Во время работы на заводе «Красмаш», встретил своего учителя-режиссера В.Я.Усенко и стал актером народного театра. Днем – работа на заводе, вечером – репетиции, спектакли. Впоследствии работал в Бартатской МТС, а затем преподавателем в БМСШ № 1.И каждый вечер спешил в Дом культуры, чтобы встретиться с товарищами, вместе творить искусство под названием ТЕАТР. Театр – это мир живого слова, живой музыки, живой души. Это как глоток чистого воздуха, необходимый для нашей жизни. Все мы нуждаемся в театре, чтобы обогатить душу, расширить кругозор. Ни кино, ни телевизор не способны заменить театр, живое общение актёров со своим зрителем. И пока существует театр – будет развиваться и человеческая цивилизация. К международному дню театра в Большемуртинском краеведческом музее открылась выставка «Весь мир – театр…». Приглашаем всех желающих приобщиться к театральному прошлому нашего района.
Отмахова С.Г., хранитель МБУК «Большемуртинский краеведческий музей»
| |
Просмотров: 415 | |
Всего комментариев: 0 | |